Home
Chernihiv
Education
Safety lessons
International
Community
Humor
About us
Sept.2002 - №2 Archive
Громадські ініціативи
Внедрение в Украине уголовного наказания
в виде общественных работ.
1. Кому следует назначать наказание в виде общественных работ?
2. Какие именно виды работ должны выполнять лица, осужденные к общественным работам.
3. Кто будет принимать решения, связанные с определением конкретных видов работы для отдельных правонарушителей?
4. Кто будет осуществлять надзор за ходом выполнения работ?
5. Куда осужденный может обратиться за помощью?
6. Что делать в случае, если осужденный не выполняет условий приговора?
7. Каким образом следует разъяснить схему общественности?
8. Как оценить эффективность общественных работ?
9. Каким образом следует организовать систему на местах?

Действующим законодательством Украины предусмотрено внедрение системы общественных работ (Статья 56 новой редакции Уголовного Кодекса Украины). Положения Статьи 56 предусматривают, что:
  • уголовное наказание в виде общественных работ назначается приговором суда;
  • лица, осужденные к общественным работам, должны отработать от 60 до 240 часов (не более чем по 4 часа в день);
  • общественные работы состоят в выполнении осужденными общественно-полезных бесплатных работ;
  • места и виды работ определяются органами местного самоуправления;
  • некоторые категории лиц являются непригодными к выполнению общественных работ в связи с инвалидностью, беременностью, возрастом или воинской службой.

Указанные положения действующего законодательства предоставляют несколько возможностей для развития схемы применения общественных работ. Новый Уголовно-Процессуальный Кодекс, проект которого сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины, сможет очертить дальнейшие направления развития этой меры наказания, но при этом все равно будет оставаться определенное пространство для различных методов применения схемы общественных работ. Уже сейчас суды в Украине начали назначать наказание в виде общественных работ - состоянием на февраль 2002 года в масштабах страны было вынесено около 150 таких приговоров. Начальный этап любой инициативы может определить тенденции будущего развития. Некоторые практические действия очень быстро приобретают силу привычки и потом их очень тяжело изменить, независимо от того, они ли являются хорошими или плохими.

В этой связи будет интересно обратиться к опыту внедрения общественных работ в Англии. Впервые применение уголовного наказания в виде общественных работ было предложено в отчете в 1970 году, а в 1972 году был проведен пилотный проект на нескольких участках. Результаты проекта были признаны успешными, и схема применения общественных работ была внедрена на общенациональном уровне в 1976 году.

Нам известно, что отношение отдельных людей к вопросам и доктрине наказаний может быть разным. Начальный отчет 1970 года приводил следующие аргументы в пользу применения общественных работ, которые значительным образом удовлетворяют приверженцев различных подходов к наказанию:
  • общественные работы являются наказанием потому, что они требуют от осужденных тратить свое свободное время, усилия и способности;
  • общественные работы могут быть мерой реабилитации - если осужденные выполняют полезную работу, это предоставляет им возможности развивать свои способности и интересы, приобретать полезные трудовые навыки и более внимательно относиться к окружающим;
  • общественные работы могут быть средством возмещения - выполняя общественно-полезную работу, правонарушители могут реально начать платить обществу долги за причиненный ими вред.

(Кстати, во время нашей работы в Украине мы редко останавливались на вопросах <>iвозмещения причиненных убытков, хотя этому компоненту сейчас отводится все больше внимания в юрисдикциях многих стран - не в последнюю очередь из-за того, что при этом личности потерпевшего возвращается надлежащая роль).

Возникает вопрос, может ли какая-либо схема общественных работ отвечать всем этим требованиям? Найти ответ на такой вопрос достаточно сложно. Может произойти так, что предпочтение, отдаваемое одному из вышеупомянутых элементов, может послужить причиной недостаточного внимания к другому. Например, при применении такой схемы общественных работ, где основное внимание отводится элементу наказания, внимание к реабилитационному элементу будет менее весомым. Некоторые люди придерживаются мнения, что именно потеря свободного времени и физические усилия и являются наказанием, а сами работы могут и должны быть реально полезными как для правонарушителя, так и для местных общин. С другой стороны, схема, которая сосредотачивается только на реабилитации, может показаться слишком либеральной по отношению к правонарушителям, и потерять доверие, как мера наказания.

Вам будет необходимо решить, каким образом будет развиваться такая схема в Украине, и взвесить, каким образом можно будет достичь равновесия между всеми ее элементами. Для того, чтобы обеспечить полное раскрытие потенциала такой схемы, необходимо обратить внимание на целый ряд факторов.

Мы также хотели бы обратить ваше внимание на то, что для успешного внедрения схемы общественных работ будет необходимо обеспечить понимание, поддержку и деловое участие многих людей. Ниже приводится перечень организаций и лиц, участие которых необходимо для успешного внедрения схемы общественных работ:
  • Судьи;
  • Работники прокуратуры;
  • Сотрудники Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний;
  • Представители органов местного самоуправления;
  • Местные негосударственные организации, а также, при возможности, религиозные и благотворительные организации;
  • Группы, представляющие интересы потерпевших;
  • Представители местных общин.

В дополнение к вышесказанному мы задали несколько вопросов. Мы хорошо понимаем, что ответы на эти вопросы придется давать вам, а не нам, хотя мы и приводим определенные соображения, которые представлены на ваше усмотрение.
1. Кому следует назначать наказание в виде общественных работ?

Дискуссию по этому вопросу будет необходимо вести на многих уровнях, но очевидно что, работники прокуратуры и судьи должны доверять путям развития схемы общественных работ и быть уверенными в их эффективности. После того, как в Венгрии были внедрены общественные работы, из около 70 тысяч лиц, которые предстали перед судом, только 400 были приговорены к этой мере наказания. Складывалось впечатление, что венгерские судьи никогда не испытывали потребности в такой мере наказания и никто не старался убедить их в необходимости ее использования. Конечно, речь идет не только о количестве осужденных, но и о том, кто они - и, в особенности, попали ли бы такие правонарушители в места лишения свободы, если бы их не приговорили к общественным работам? Возможно, что такие правонарушители в любом случае были бы приговорены к наказанию, не связанному с лишением свободы? Одной из причин внедрения общественных работ является уменьшение количества лиц, которые находятся в местах лишения свободы. Этой цели можно достичь только тогда, если суды будут назначать наказание в виде общественных работ в тех случаях, когда они также активно рассматривают возможность осуждения правонарушителя к лишению свободы. Вам необходимо будет работать над решением этих вопросов совместно с судьями и работниками прокуратуры. Действующее законодательство не содержит подробных разъяснений по вопросам уровня тяжести преступления, которое допускает осуждение к общественным работам или продолжительность приговора к лишению свободы, который они могут заменять.

Следует также отметить, что новая редакция Уголовного Кодекса Украины (УКУ) вообще предоставляет судьям большую, чем раньше, свободу при выборе меры наказания. В соответствии со статьей 75 УКУ, суд может освободить правонарушителя от отбывания наказания с испытанием, если судья придет к выводу, что его перевоспитание возможно без направления в места лишения свободы. Судьи, поддерживая диалог с представителями Государственного Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, должны рассмотреть вопрос, каким образом принимать решения относительно того, какие именно приговоры наиболее целесообразно выносить по конкретным делам: освобождение от отбывания наказания с испытанием или общественные работы? Здесь следует отметить, что хотя общественные работы и содержат элемент реабилитации, они непосредственно не решают проблем, связанных с противоправной деятельностью осужденного. Наиболее эффективно такие проблемы можно решить, применяя освобождение от отбывания наказания с испытанием. В случаях, когда необходимо непосредственно работать над решением проблем правонарушителя, чтобы предупредить новые преступления, или когда эти проблемы делают успешное выполнение общественных работ невозможным, суд может принять решение о том, что именно освобождение от отбывания наказания с испытанием будет наиболее целесообразным. В случаях, если указанные проблемы не являются столь очевидными, будет целесообразно применение общественных работ.
2. Какие именно виды работ должны выполнять лица, осужденные к общественным работам.

Давайте снова напомним о том, что единственным путем успешного осуществления схемы общественных работ является объединение элементов наказания, реабилитации и возмещения убытков, причиненных обществу. При определении вида работ для осужденных следует учитывать на все эти факторы. Украинское законодательство возлагает ответственность за определение вида работ на органы местного самоуправления, хотя при этом им придется консультироваться с представителями других ведомств. Обычно органы местного самоуправления не имеют возможности самостоятельно решать вопросы сбалансированности и характера конкретной схемы общественных работ. Судьи и работники прокуратуры могут иметь свои взгляды по поводу видов работ для осужденных, исходя из принципов наказания; сотрудники Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний могут рассматривать этот вопрос с точки зрения его реабилитационной ценности для осужденных; негосударственные организации, группы потерпевших или другие организации также могут обратиться в органы местного самоуправления со своими взглядами по поводу видов работ для осужденных. Иногда место для выполнения общественных работ специально организуется местными администрациями, хотя негосударственные, благотворительные или религиозные группы также могут пожелать, чтобы осужденные работали в их проектах. Например, в некоторых странах лица, осужденные к общественным работам, работали в домах престарелых или инвалидов. Такая работа могла включать непосредственное обслуживание обитателей этих домов, или выполнение таких видов работ (уборка, покраска, работа в саду), которые такие дома не могли выполнять самостоятельно. (Организации, предоставляющие работу, мы в дальнейшем будем называть "принимающими").

Мы всегда должны помнить о том, что кроме выполнения функции наказание, общественные работы должны включать деятельность, которая будет иметь настоящую ценность для местной общины. Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что если работа имеет реальную цель и смысл - то, что на самом деле оправдывает ее выполнение - то осужденные не только с большей вероятностью успешно отбывали приговоры, но и с меньшей вероятностью совершали новые преступления в будущем (Мы также не можем забывать о том, что любая успешная схема зависит от наличия рабочих мест. Общественные организации и отдельные граждане должны будут выдвинуть соответствующие предложения, конечно при условии, что работы будут организованы надлежащим образом). Люди всегда работают лучше, если они видят в своей работе ценность и смысл. Хотя такая работа может быть трудной и требовательной, она должна быть полезной для общества, самого правонарушителя и потерпевших, а представители местных общин должны иметь возможность убедиться в этом.

Еще одной возможностью, которую следует рассмотреть, является выполнение, по крайней мере, части общественных работ в пользу потерпевших. Конечно, решение такой задачи потребует особой осторожности и тщательного планирования, но сама идея выполнения правонарушителями работ в пользу потерпевших для возмещения причиненного им ущерба кажется очень целесообразной. В Англии, где подобная схема еще не до конца развита, существуют примеры, когда правонарушители работают в рамках разнообразных схем предупреждения преступности - например, устанавливая замки. При этом следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, выполнение работ осужденными не должно отбирать у других граждан рабочие места с обычной оплатой труда, иначе это может вызвать понятное негодование и нанести ущерб местным общинам. Во-вторых, ни при каких обстоятельствах общественные работы не должны рассматриваться, как источник бесплатной рабочей силы для личного обогащения.
3. Кто будет принимать решения, связанные с определением конкретных видов работы для отдельных правонарушителей?

Не каждый осужденный сможет выполнять любую работу. В конце концов, будет необходимо создать широкий диапазон видов работ, чтобы обеспечить назначение осужденных на подходящие места. В процессе развития схемы общественных работ необходимо иметь несколько возможностей выбора. Органы местного самоуправления не находятся в наилучшем положении, чтобы по каждому конкретному делу принимать решения о видах работы, которую следует выполнять отдельному осужденному. Мы являемся приверженцами такой системы, когда сотрудники Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний, укрепляя и развивая навыки оценки правонарушителей (включая оценку риска и мотивации), смогли бы взять на себя ответственность за решение этого вопроса. Обычно эти сотрудники должны отчитываться за принятые решения перед собственным руководством, а весь процесс должен быть понятным для судей и вызывать у них доверие. Определив подходящий вид работ, инспектор Госдепартамента сможет установить связь с "принимающей" организацией для определения путей исполнения приговора к общественным работам.
4. Кто будет осуществлять надзор за ходом выполнения работ?

Когда осужденный прибывает на место выполнения работ, необходимо, чтобы там находилось лицо, которое отметит его появление на работе, проведет с ним предварительный инструктаж и разъяснит правила внутреннего распорядка. Такое лицо должно будет обеспечить надлежащее выполнение осужденным своих обязанностей. Необходимо вести учет часов, отработанных осужденным (для этого пригоден обычный табель рабочего времени, где отмечаются: дата, время прибытия на работу, вид работы, количество отработанных часов, качество выполнения работы, другие комментарии, а также подписи осужденного и лица, осуществляющего надзор). Конкретный формат этих данных будет зависеть от типа работы, но эти обязанности должны взять на себя сотрудники "принимающей" организации. То же самое лицо должно будет провести инструктаж для осужденного на рабочем месте. (Возникают вопросы, каким образом это сделать, как представить осужденного другим членам рабочего коллектива или пользователям услуг, которые предоставляются данной организацией?)
5. Куда осужденный может обратиться за помощью?

Нам известно, что у многих осужденных существуют проблемы, связанные с их противоправной деятельностью. Общественные работы сами по себе не могут решить такие проблемы, и, если они остаются нерешенными, это может привести к новым правонарушениям или невыполнению условий приговора к общественным работам. (Пожалуйста, обратите внимание на темы для дискуссии, приведенные выше в пункте 1). На практике, осужденные часто получали значительную поддержку со стороны сотрудников "принимающей" организации, хотя, по нашему мнению, это не должно входить в их обязанности. Осужденные должны знать, что они смогут обращаться за помощью к сотрудникам Госдепартамента и это является дополнительным аргументом в пользу участия Госдепартамента в процессе надзора за выполнением каждого приговора к общественным работам.
6. Что делать в случае, если осужденный не выполняет условий приговора?

В решении этого вопроса мы также усматриваем ключевую роль сотрудников Госдепартамента. Информация о прогулах, или плохом поведении на работе должна передаваться в Госдепартамент, представители которого должны немедленно установить контакт с осужденным, чтобы выяснить, что же произошло на самом деле и почему. Иногда нарушения могут быть настолько серьезными, что дело осужденного надо будет передать в суд. В других случаях, возможно, что вмешательство со стороны инспектора поможет успешно выполнить условия приговора. Такое вмешательство может включать предоставление помощи осужденному для решения проблемы, которая привела к нарушению, обсуждение вопроса с представителями "принимающей" организации, или будет достаточно еще раз напомнить осужденному о необходимости уважать условия приговора, вынесенного судом.

Важно, чтобы осужденный имел четкое представление о последствиях нарушения им условий приговора. Иногда для исправления поведения достаточно просто еще раз напомнить осужденному об этих последствиях. Мы также считаем, что инспекторам следует предоставить полномочия для принятия решений по поводу того, было ли нарушение допущено по уважительной или неуважительной причине. О таком решении следует сообщить осужденному и приобщить его к делу. Необходимо определить предельное количество прогулов по неуважительной причине, при превышении которого дело осужденного будет передано в суд. Следует разъяснить правонарушителю, каким образом будут приниматься такие решения для того, чтобы он ощущал, что с ним обращаются справедливо. Инспектор должен будет отчитываться за обеспечение выполнения приговора перед собственным руководством и судом.
7. Каким образом следует разъяснить схему общественности?

Данный Концептуальный документ придерживается мнения, что в условиях демократического общества общественность должна как можно лучше понимать принципы наказания, и рассматривать судебные приговоры, как справедливый и неотвратимый акт правосудия. Подключение целого ряда организаций к процессу планирования общественных работ и надзора за их выполнением сможет существенным образом способствовать такому процессу. Следует использовать возможности для разъяснения и поддержки схемы общественных работ во время встреч с представителями общественности, обращая при этом особое внимание на их сомнения и опасения. Обычно это является очень сложной задачей, но общественные работы - возможно, более чем любой другой вид наказания - требуют поддержки со стороны местных общин, для которых они должны проводиться.
8. Как оценить эффективность общественных работ?

Рассматривая этот вопрос, нам следует обратить внимание на несколько факторов. Для обеспечения успешного развития схемы общественных работ необходимо получить ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:
  • Назначают ли суды наказания в виде общественных работ?
  • Каков удельный вес успешно выполненных приговоров к общественным работам?
  • Совершают ли лица, осужденные к общественным работам, новые преступления во время их выполнения?
  • Являются ли работы, которые выполняются осужденными, полезными для общества, то есть, какие преимущества получают местные общины?
  • Какое влияние оказывают схемы общественных работ на численность осужденных в местах лишения свободы?

Такую информацию следует собирать и изучать как на местном, так и на общенациональном уровне.
9. Каким образом следует организовать систему на местах?

Выполнение общественных работ организуется на местном уровне, и при этом необходимо усилить доверие к схеме со стороны местной общины. Одной из возможных моделей является создание межведомственного комитета или группы в составе:
  • Местного судьи;
  • Прокурора;
  • Представителя местного Отдела внутренних дел;
  • Представителя Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний;
  • Представителя органов местного самоуправления;
  • Представителей местных негосударственных, благотворительных и религиозных организаций, местной общины а, там где это возможно, представителей организаций потерпевших.

В их задачи будут входить:
  • Принятие общих решений по вопросам пригодности осужденных к общественным работам;
  • Определение на местном уровне видов работ, пригодных к выполнению осужденными;
  • Определение конкретных проектов общественных работ, на выполнение которых могут быть задействованы осужденные;
  • Принятие решений относительно обеспечения условий выполнения приговоров и процедур, которые будут применяться в случаях их невыполнения;
  • Принятие решений относительно мониторинга и оценки эффективности схемы общественных работ на местном уровне;
  • Поиск возможностей для разъяснения задач и ценности схемы общественных работ представителям местной общины.

Хотя выполнение общественных работ предусматривает в основном деятельность на местном уровне, существуют также аргументы за создание Национального межведомственного комитета, в состав которого будут входить представители тех же самых групп, что и в местных межведомственных группах, но уже на общенациональном уровне. Эти представители смогут осуществлять надзор за деятельностью местных межведомственных групп и направлять их работу путем:
  • Предоставления консультаций по вопросам уровня серьезности преступлений, за совершение которых суды смогут назначать наказание в виде общественных работ;
  • Изложения принципов определения видов работ, которые могут выполняться осужденными;
  • Установления общих стандартов обеспечения выполнения приговоров;
  • Предоставление консультаций местным межведомственным группам по вопросам системы оценки эффективности выполнения общественных работ;
  • Проведение оценки эффективности схемы общественных работ на общенациональном уровне;
  • Предоставление консультаций по вопросам представительства в местных межведомственных группах;
  • Разработка общенациональной стратегии связей с общественностью и предоставление консультаций по вопросам определения местных подходов к этой работе;
  • Обеспечение распространения современных идей и положительного опыта по всем регионам страны.
Роб Кантон,
С изменениями от 28 февраля 2002 года.
CopyRight © 2002, Valeriy Ryabukha Design © 2002, Pavel Los